Архив

 

   

 

 

♥ Архив. По страницам истории «Театра  кукол РС(Я)» г.Нерюнгри

А началось все с 1983 года, когда Совет Министров Якутской АССР вышел с предложением в Министерство культуры РСФСР об открытии в 1985 году республиканского театра кукол в городе Нерюнгри. В декабре 1984 года был издан приказ №702 Министерства культуры РСФСР «О создании в городе Нерюнгри Якутской АССР театра кукол». Приказ был подписан министром культуры РСФСР — Мелентьевым Ю.С. В приказе говорится: «В целях дальнейшего улучшения эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения Якутской АССР и по согласованию с министром культуры СССР, приказываю: Принять предложение Совета Министров ЯАССР об открытии в 1985 году республиканского театра кукол ЯАССР в городе Нерюнгри».
Народный артист СССР С.В. Образцов приветствовал рождение нового театра кукол. По его рекомендации из Московского центрального театра кукол прибыл Ярцев Андрей Константинович. Он же приказом министра культуры ЯАССР №41 от 14.03.85 года назначен главным режиссером Нерюнгринского театра. Исполняющей обязанности директора театра кукол с 13 марта по 20 апреля 1985 года была Турчинская С.Ф., а первыми актерами были выпускники Свердловского театрального училища. Первыми актерами, прибывшими 27.03.1985 года, в город Нерюнгри были Ларкин Андрей Юрьевич и Ларкина Галина Николаевна, а уже 4 апреля в театр прибыли:
— Еремеев Е.Б. — актер первой категории, преподаватель Свердловского театрального училища;
— Мисулицкий В. Б. — актер второй категории;
— Грекова В.А. — актер второй категории;
— Смирнова Т.П. — актер второй категории;
— Шерстнев А.Н. — актер второй категории.
— Патрикеева Е.А. — актер второй категории
— Патрикеев А. С. — актер второй категории
— Таран И.Л. — актер второй категории.
Первым директором театра кукол был Калюжный Владислав Иванович. Он был назначен на эту должность 20.04.1985 года приказом № 59 министра культуры ЯАССР по согласованию с Нерюнгринским ГК КПСС. Этим же приказом на должность главного художника назначен Нефедьев Сергей Дмитриевич. В таком составе сотрудники театра приступили к созданию первого спектакля.
На низком уровне находилось снабжение театра. Маски, реквизит изготавливались силами самих актеров, а необходимый материал приходилось искать по организациям города. Премьера первого спектакля В. Коростылева «О чем рассказали волшебники» («Доктор Айболит») состоялась 19 мая в день рождения пионерской организации имени В.И.Ленина. Режиссёром-постановщиком этого спектакля был А.К.Ярцев, художник-постановщик — С.Д.Нефедьева, музыкальное оформление — А.Павлова.
С июня 1985 года начался подбор актёров якутской труппы. В её состав вошли: заслуженная артистка З.П. Быгынанова, выпускники Московского театрального училища им. Щукина — А.Г. Мучина, П.Н. Борисова, В.В. Бурнашев, выпускники Хабаровского института культуры — Д.Марков, выпускница Московского эстрадного — циркового училища Н.Д.Николаева и самая молодая актриса из художественной самодеятельности Сунтарского района — Люба Романова. С 16 августа заведующей музыкальной частью назначена И.Л.Павлова. Первой работой якутской труппы был спектакль «Вечер сказок» И. Гоголева.

Театр готовился открыть свой первый театральный сезон. В это время русская труппа подготовила спектакль «Веселые медвежата» М. Поливановой. Премьера спектакля состоялась 19 августа. 3 ноября состоялась премьера кукольного якутского спектакля «Вечер сказок». Спектакль состоял из 5 отдельных сказок:
1. «Почему зима длиннее, а лето короче».
2. «Кто сильнее всех».
3. «Почему у зайца короткий хвост».
4. «Твой ум, для добрых дел».
5. «Будь уверенный в себе».
Куклы для спектакля изготовил Э.Б. Еремеев. К ноябрьским праздникам (6 ноября) русская труппа подготовила кукольный спектакль «Сказка о военной тайне, храбром мальчике и его твердом слове» по А.Гайдару. В спектакле были заняты артисты: Таран, Микулицкий, Еремеев, Мажурина, Смирнова.
24 ноября состоялась ещё одна премьера якутской труппы, состоявшая из 2-х отдельных частей (1 — драма «Маапа», 2 -комедия «Мечта о ребенке») Этот спектакль игрался в масках. Затем со 2 декабря по 18 января якутская труппа уезжает на гастроли в Амгинский и Мегино — Конгеласский район. В начале 1986 года театр подготовил еще ряд спектаклей. Это спектакль И. Такмаковой и С. Прокофьева «Секрет мудрого ворона» (премьера 12.02.) и спектакль «Чурумчуну» И. Алексеева. Были и другие работы. С 15.05 по 27.05. русская труппа гастролировала в городе Тында с тремя спектаклями: «Доктор Айболит», «Веселые медвежата», «Секрет мудрого ворона». На 22 спектаклях побывало 5 тысяч зрителей.
Трудным был для коллектива первый театральный сезон. Это репетиции и спектакли в зданиях, где температура редко поднималась выше 8 градусов. Это гастроли по районам Якутии, когда из пункта в пункт приходилось в 50 градусный мороз добираться в открытой машине. Это добывание реквизита, костюмов, аппаратуры… т.е. первый сезон коллектив работал, что называется на голом энтузиазме.
Нашему республиканскому театру предстояло открыть 5 сентября второй сезон. Репертуар пополнился двумя премьерами русской труппы для взрослых — спектакль «Под шорох твоих ресниц» Сперанского, а для детей — спектакль «Кошкин дом» Маршака, премьерой якутской труппы «Набат мира». К сожалению, все это только могло быть — и открытие сезона и премьеры. Но не будет. Не будет, так как к началу сезона город остался без театра. Ремонт, начавшийся в апреле довольно энергично, практически прекращен. Его обещали закончить только к ноябрьским праздникам. А у театра есть свой план и его надо выполнять, и посему он открывает второй театральный сезон не в городе Нерюнгри, а уезжает на сентябрь в Алдан и Якутск, на октябрь в Благовещенск и Комсомольск — на — Амуре. Якутия и Приморье посмотрели спектакли нашего Нерюнгринского театра. Не посмотрели их только мы, нерюнгринцы. Пройдет время, мы прейдем в театр, и куклы о многом расскажут нам: о том, как добро побеждает зло, как торжествует справедливость, как наказан порок. Однако мы не узнаем от них: каким был путь до спектакля.
Открытие театра после капитального ремонта ждали с большим нетерпением. И вот в канун нового года 25 декабря открылся в городе второй театральный сезон. Это произошло в торжественной обстановке. От имени городской общественности заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации горкома КПСС Г.А. Худайбергенова поздравила коллектив театра и пожелала творческих удач. Затем слово взял режиссер — постановщик, заслуженный артист РСФСР и ЯАССР Ф. Потапов «Мы выносим на суд зрителей свой новый спектакль-пьесу якутского автора И. Гоголева «Набат мира» — сказал Федот Федотович, — и будем счастливы, если зритель оценит эту работу по достоинству. Наш спектакль — это призыв к миру». И вот открывается занавес, перед зрителями оживают страницы трагической судьбы матери — якутянки Февроньи Малгиной, у которой война отняла пятерых сынов. Все силы добра — сама мать, матерь — Луна, матерь — Солнце, старый солдат и молодые Саргы и Кэскил встают на защиту мира. Главный режиссер театра А. Ярцев, режиссер-постановщик Ф. Потапов, художник — постановщик А. Желобцов сумели найти свой особый творческий ход, чтобы выразить в спектакле драматизм не просто матери, а всего человечества, прошедшего через суровые испытания и потери войны. Это спектакль о торжестве жизни, призыв к миру. Каждый, кто стал зрителем на премьере «Набат мира», не жалел аплодисментов в адрес исполнительницы главной роли — Матери, заслуженной артистки Якутии З. Багынановой и ее молодых коллег. Этот спектакль был посвящен международному году мира.
В театральном сезоне 1986 — 1987 года обновился состав бутафорского цеха. Стали работать Б.Е. Коршенов, И.Е. Бордюченко, которые начали делать более качественные куклы и декорации. Приступил к работе в качестве главного администратора Владимир Васильевич Ткач, заведующий постановочной частью Леонид Леонидович Михайлов — прибывшие в этот сезон из города Свердловска.
26 декабря состоялась в городе Нерюнгри премьера спектакля «Кошкин дом», а 13 января премьера спектакля «Репетитор» Г. Полонского. Новая работа театрального коллектива оказалась не совсем обычной. Пьеса лауреата государственной премии СССР Г. Полонского в афишах значилась как курортная история в двух частях. Зрители привыкшие видеть на сцене яркие образные дуэты кукол и актеров, на сей раз, стали свидетелями чисто драматического спектакля. Смотрелся он с неподдельным интересом и даже некоторым любопытством. Актеры И. Таран, В. Микулицкий, А. Красова, Н. Мажурина, А. Шерстнев доказали, что обладают актерским диапазоном, вполне достаточным, чтобы играть не только сказочных персонажей в кукольных спектаклях, но и серьезные драматические роли. Поставил спектакль главный режиссер Якутского государственного драмтеатра В.Я. Келле-Пелле. Над спектаклем работали ровно месяц. Это был спектакль о высоком чувстве ответственности каждого человека за свои поступки…
Эпиграфом к нему могут служить прекрасные слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». 24 февраля Якутская труппа принимала участие в Днях Нерюнгри в городе Якутске. Был показан отрывок из «Набата мира» и получил высокую оценку и одобрение зрителей. 25 февраля якутская труппа записала свой спектакль «Чурумчуку» И. Алексеева на телевидение, а 5 марта состоялась передача о Нерюнгринском театре кукол.
В мае 1987 года по состоянию здоровья уволился с работы директор кукольного театра В. И. Колюжный. Исполняющим обязанности директора стал Г.М. Ронкин. Уволились и несколько актеров, но жизнь театра продолжалась. С мая по июнь месяц русская труппа гастролировала по амурской области, якутская труппа гастролировала в Якутске и Чурапчинском районе. Одновременно состоялась премьера первого Якутского водевиля «Нам песня во всем помогает».
Каковы итоги работы театра кукол за два года? Поставлено 15 новых спектаклей двумя труппами театра, а всего показано 826 спектаклей, на которых побывало 137 тысяч зрителей, не только нашего района, городов и сел Якутии, но и за приделами республики.
В конце второго театрального сезона снова произошли в административно-управленческом аппарате театра. Уволились с работы заместитель директора В.Я. Черный, главный художник С.Д. Нефедьев, заведующая музыкальной частью И.Л. Павлова, главный режиссер А.К. Ярцев. Исполняющим обязанности главного режиссера стал Генрих Моисеевич Ронкин, а с июля месяца приступила к работе новый директор театра Анна Григорьевна Жукова.
«Наследство» Жуковой А.Г. досталось не завидное, как в материальном, так и моральном плане. Вся мебель театра насчитывала 35 столов и 112 стульев. По десяткам позиций требовался капитальный ремонт. Крайне неудовлетворенным было противопожарное состояние театра. Анархия царила и в самом коллективе, моральный климат которого определяли единицы недовольных. «Разброд» и «Шатания» были характерны не только для технического персонала, но и для творческой среды актеров. Единства коллектива не складывалось. Началась работа русской и якутской труппы над совместным спектаклем «Последний мамонт». На лицо было оздоровление в коллективе, А вот хозяйственные работы по – прежнему стояли камнем преткновения на пути администрации театра. Анна Григорьевна предоставила документы, среди которых было письмо министру культуры ЯАССР С.В. Николаевой с просьбой в разовом порядке выделить лимиты в размере 30 тысяч рублей для укрепления материально-технической базы. Эта просьба обоснована сложившимся бедственным положением Республиканского театра кукол буквально с первого дня своего существования. Но главной бедой было обеспечение теплом. Стены бывшего «Строителя» мало-мальски хранили тепло. Дети в зале сидели в шубах и шапках. А каково актерам? Но, не смотря на все существующие проблемы, театр был готов к открытию третьего сезона (1987-1988 г.г.).
К этому времени снова обновился состав русской труппы, которая гастролировала с 07.09 по 12.10. в г. Якутске и Алданском районе. 13 декабря зав. педагогической частью была назначена Ольга Николаевна Иванкова. Она окончила историко-филологический факультет Благовещенского педагогического института, некоторое время работала в школе. В Якутию приехала в 1969 году, в 1977 году окончила Восточно-Сибирский институт культуры в городе Улан-Удэ. Была ответственным секретарем районной организации «Общества знаний» в городе Алдане. В городе Нерюнгри проживала с 1984 года, а с октября месяца назначена педагогом театра кукол.
Театр кукол открыл свой третий театральный сезон гастролями в городе Якутске с 11 по 30 сентября. Были показаны новые спектакли: «Али — баба и сорок разбойников», «Озорной зайчонок», «Кошкин дом», «Доктор Айболит».
В городе Нерюнгри открытие сезона происходило 24 октября совместно с театрами-студиями «Вертикаль» и «Диалог». В этом театральном сезоне готовились к выпуску спектакли на русском и якутском языках: «Последний мамонт» по пьесе якутского драматурга Ивана Гоголева, «Ачи – Бучи» по пьесе Петра Тобурокова, для самых маленьких зрителей «Про Федора стрельца — удалого молодца» по сказке Леонида Филатова.
При театре открылась театральная студия, где ребят учили основам актерского мастерства, кукловождению, музыкальной грамоте, технике изготовления кукол. Перед новым 1988 годом были подготовлены новогодние интермедии: «Новогодний детектив» П. Чухнина. Премьера состоялась 26 декабря. В марте месяце якутская труппа показала худсовету театра самостоятельную работу музыкально-познавательную программу для старшеклассников «Блиц – турне» — автор Михаил Марков. Артисты в оригинальных костюмах комментировали музыку, рассказывали о «звездах» современного джаза, рок — музыки.
Четвертый театральный сезон Нерюнгринский республиканский театр кукол открыл 17 сентября гастролями якутской труппы театра в г. Якутске. Юным зрителям столицы показали спектакли «Ачи – Бучи», «Бука», «Плаха» Ч. Айтматова. Затем актеры показали свое искусство зрителям Алексеевского, Чурапчинского, Ордженекидзевского районов республики. Открытие 4 сезона в г. Нерюнгри состоялось 4 января спектаклем «Верните фею». Перед началом спектакля проходило традиционное новогоднее представление с полюбившимися героями, дед Морозом и Снегурочкой. Четвертый театральный сезон коллектив театра начал под руководством главного режиссера, выпускника Ленского государственного института театра, музыки и кинематографии Ильи Аркадьевича Юрковедцкого. На открытие театрального сезона, наряду со старыми спектаклями, зрителей ждали герои новых работ – «Про Федота стрельца — удалого молодца» Л. Филатова, в постановке И.А. Уткина, самостоятельная режиссерская работа актера М. Скрябина «Сказка о непослушном мышонке» по мотивам сказки С. Маршака, и «Золотой цыпленок» В. Орлова в постановке актера А. Гилева.
Премьерой красивой сказки «Ключик для принцессы» И. Ганзлика 3 ноября открылся 5-й юбилейный сезон в Республиканском Нерюнгринском театре кукол. Гости по этому случаю были приглашены на пол часа раньше, чтобы они могли по достоинству оценить произошедшие преобразования в театре. Действительно неузнаваемо изменился холл второго этажа, где добавился живой уголок с аквариумом, диковинными рыбками, лягушками в них, клетками с морскими свинками, хомячками. Открыт был и уютный кафетерий, установлены и видеомагнитофоны.
В день открытия прошло два спектакля и с полным аншлагом. Все билеты были проданы и на последующие дни, которые совпадали с осенними каникулами школьников. Так дети могли приобщиться к искусству театра кукол.
Начало пятого театрального сезона было знаменательно тем, что 2 декабря 1989 года коллектив театра отмечал 60-летний юбилей режиссеру-постановщику Ф.Ф. Потапову.
Жизненный и творческий путь Федот Федотовича Потапова, посвящены единственно любимому делу — театру. Звание заслуженного артиста РСФСР и ЯАССР, орден «Знака почета», медаль «За доблестный труд», многочисленные грамоты — итог его долгой творческой деятельности.
А началась она 44 года назад, когда шестнадцатилетний паренек из крестьянской семьи маленького села Абага Амгинского района переступил порог драматической студии в Якутске с надеждой стать актером. Постепенно познавалось актерское мастерство. Два года Федот Потапов был актером Республиканского театра кукол (1946-1948 г.г.), два последующих года он актер Нюрбинского государственного колхозного театра. Летом 1955 года в Якутск прибыла комиссия для отбора молодежи в Якутскую студию при Академическом Малом театре в Москве. После конкурсного отбора Федот Потапов стал студентом старейшего театрального училища. Выпускникам училища 1955 года посчастливилось пять лет учиться при «Доме Щепкина». Десять из двадцати выпускников этой студии стали впоследствии заслуженными артистами РСФСР и ЯАССР, в их числе и Федот Федотович Потапов. В 1955 году Федот Федотович работает в Якутском музыкально-драматическом театре. В 1960 году Потапов стал слушателем первого набора высших режиссерских курсов при ГИТИСе, в течение года проходил стажировку в театре им. Вахтангова. После окончания курсов назначен главным режиссером Якутского государственного музыкально — драматического театра им. Ойунского и 22 года возглавлял творческий коллектив первой в Якутии профессиональной школы «перевоплощения» ведущей свои истоки от театра одного актера — олонхосута.
В списке сыгранных Потаповым — актером ролей: Алеша – «На дне», Тягин – «Егор», Булыненко, Меркучио – «Ромео и Джульета» В. Шикспира, Аким – «Кузнец Кюкюр» и другие.
Первыми режиссерскими пробами Потапова — режиссера стали спектакли «Разрыв сетей» А. Аччыгыа, «Волнение» М. Догордурова, «Любовь» А. Сафронова, «Барабанщица» А. Салынского, «Большой друг» И. Находкина, «Стряпуха» А. Сафронова. Около шестидесяти драматических произведений, пять якутских опер и оперетту «Цветок севера» поставил Потапов за годы работы в драматическом театре, но судьбе было угодно, чтобы Ф.Ф. Потапов вернулся к искусству, с которого начинал свой творческий путь к театру кукол. До 1985 года дети Якутии не имели возможности встретиться с искусством кукольников, а сегодня в республике практически нет уголка, где бы ни побывали нерюнгринские кукольники со своими спектаклями. К началу пятого сезона в Нерюнгри Потапов поставил 15 спектаклей якутских драматургов П. Ойунского, И. Гоголева, П. Тоборукова, И. Алексеева.
Примечательно, что вся семья Ф.Ф. Потапова театральная и в честь юбилея отца всей семьей поставили комедию Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Это был первый в истории Якутского театра, семейный спектакль — бенефис, который увидели жители многих якутских районов.
Пятилетняя история театра насыщена бурными событиями. Чего только не переживал коллектив. И вечные работы по ремонту ветхого здания, и холод в зале, где зрители согревались в пальто и шапках, а актером приходилось играть в легкой одежде, и трудное формирование коллектива, и неожиданный пожар, и частая смена руководства, но самым трудным была моральная обстановка. В коллективе часто возникали конфликты между директором А.Г. Жуковой и творчески — техническим персоналом. Молва, многочисленные жалобы дошли до горисполкома и министерства культуры ЯАССР. 7 июля под руководством заместителя министра культуры ЯАССР А.И. Сердюка работала комиссия по утверждению кандидатуры на должность директора Нерюнгринского республиканского театра кукол. Коллектив театра и все восемь членов конкурсной комиссии отдали свои голоса в пользу Галины Леонидовны Бреус.
В Нерюнгри Г.Л. Бреус живет с 1969 года. Куда приехала вместе с мамой. В Чульмане окончила школу, поступила в Хабаровское краевое культпросветучилище на театрально-режиссерское отделение. Закончила его с отличием и вернулась в город. В первом ДК «Шахтер» работала методистом, художественным руководителем. После открытия ДК «Строитель» пошла туда сначала художественным руководителем, потом режиссером театрального коллектива. Высшее образование режиссера самодеятельного театрального коллектива получила в Восточно-Сибирском государственном институте культуры в Улан-Удэ. И в 35 лет возглавила единственный театр кукол в Якутии, с целью вывести его в число лучших.
А то, что коллективу это по силам, показала очередная премьера спектакля «Сказка странствующего факира» поставленная творческой группой из Ленинграда режиссером Василием Дерягиным, Художником Ольгой Гончаровой, композитором Натальей Карш. Спектакль был поставлен в короткий срок. Этому способствовала добрая, творческая обстановка, которую смогла создать Г.Л. Бреус.
Премьерные показы сказки прошли в городе с 13 по 15 июля. Как ведется в театре, театральный сезон закончился премьерой с тем, чтобы новый сезон в сентябре уже открыть новой постановкой.
В пятом театральном сезоне коллективом театра были поставлены следующие спектакли: «Сказка странствующего факира», «Ключик для принцессы», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Али — баба и разбойники», «Белая сказка». Эти спектакли могли посмотреть не только нерюнгринская детвора, но и ребятишки столицы республики. Гастроли театра кукол в Якутске проходили в помещении Якутского дворца Пионеров с 15 по 30 сентября. Спектакли понравились юным зрителям Якутска, а кому-то видимо настолько понравилось представление «Али — баба и разбойники», что один из зрителей захватил с собой на память одного из разбойников, очень симпатичную куклу, а она в единственном экземпляре, авторская работа.
После гастролей в Якутске русская труппа уехала в Мирный, а якутская в Усть-Алданский район.
Шестой театральный сезон начался, но не у себя дома. К концу октября закончились гастроли в Якутске, Мирном, Ленске, Усть-Алданском районе, а в ноябре театр распахнул двери перед нерюнгринской детворой. Коллектив верен традиции открывать сезон премьерой. На этот раз 3 ноября маленькие зрители увидели «Сказку странствующего факира» В. Маслова.
В якутской труппе неизменно руководимой заслуженным артистом РСФСР и Якутской АССР Ф.Ф. Потаповым, сезон начался с премьеры «Зайчонок учится» П. Тобурокова. И так же первые спектакли были показаны на выезде в г. Якутск и Усть-Алданском районе.
Конечно, в афише театра есть и работы прошлых лет. Третий год подряд на сцене сказка «Али — баба и разбойники». К сожалению не все 40 спектаклей шли в кукольном театре. Очень часто менялся актерский состав. Режиссеры тоже менялись. Только в якутской труппе неизменно правит Ф.Ф. Потапов. После первого режиссера А.К. Ярцева, год работала целая тройка режиссеров, затем приезжает Юрковецкий, а к шестому сезону у театра новый главный режиссер — Игорь Андреевич Уткин из Нижнего Тагила, театр его знает. Два года назад И.А. Уткин ставил в театре «Плаху» по Ч. Айтматову и сказку Л.А. Филатова «Про Федота стрельца — удалого молодца».
Вообще с Уралом у нашего театра почти родственные связи. Первый состав труппы кукольного театра состоял в основном из выпускников одной группы Свердловского театрального училища, приехавших после распределения вместе со своим преподавателем Эдуардом Борисовичем Еремеевым. И в пятом театральном сезоне актерский состав пополнился выпускниками Свердловского театрального института, закончивших отделение актеров театра кукол: Марией Михайловой, Иннокентием Марковым, Саргыланой Ларионовой, Любовью Романовой, Людмилой Мироновой, а также выпускницей Дальневосточного института культуры Варварой Даниловой. Окончательно освоиться в театре помогали Павел Борисов, Александра Мучина, Петр Скрябин, Афанасий Карамзин, заслуженная артистка Зоя Петровна Багынанова, художник — постановщик Дария Дмитрова. Приятно было вновь на афишах увидеть имена заслуженной артистки РСФСР Ирины Александровны Грачевой, Ильи Гилева и многих других, кого мы не увидели за ширмой, но чье искусство вдыхает жизнь и характер в бессловесные куклы.
В планах театра на шестой театральный сезон — спектакль «Аистенок и Пугало». Это для самых маленьких. А для взрослых «Декамерон», для подростков «Такая невезучая». Со временем зритель увидел «Красную шапочку», «Маугли».
Уже в конце января 1991 года в театре прошла сдача художественному совету театрального спектакля «Аистенок и Пугало» поставленного по одноименной пьесе чешских писателей А. Лопейска и К. Крчуловой. Постановку осуществил режиссер В.А. Гилев.
О чем эта пьеса? Она о любви к женщине, к ребенку, к ближнему. Заняты в спектакле только двое актеров — сам режиссер — постановщик В. Гилев и И. Грачева, сумевшие создать слитный творческий тандем на сцене. Смотрится спектакль легко, на одном дыхании. Дети от него не устают, их захватывает непосредственность в действиях. Взрослые могут происходящее на сцене преломлять под углом своих восприятии, характерных только для них. Спектакль может стать началом семейного театра.
В. Гилеву удалось воплотить в спектакле все, что он хотел сказать зрителю. Им умело использованы поэтическая лирика древней Японии, поэзия А. Тарковского, Г. Иванова. Стенография для спектакля выполнена специально для этой постановки художником Е. Шерстобитовым.
9 и 17 февраля театр осуществил постановку спектакля по пьесе Р. Бедзира «Такая невезучая», в постановке актера театра Э. Еремеева, художник 3. Максимова, композитор В. Винц. Спектакль о судьбе невезучей курицы, на которую не смотрит величественный петух, другие курицы отталкивают ее от себя и даже невозможно из нее сварить целебный бульон, чтобы вылечить принцессу.
А завершил премьерный февраль спектакль «Про красную шапочку». Над ним работал постановочный коллектив из Ленинграда — режиссер В. Дерягин, художник А. Гончарова и композитор Г. Гладков. Эта забавная импровизация по сказке Шарля Перро была адресована маленьким зрителям.
Помимо показа спектаклей в театре проходят литературные вечера, где зрители знакомятся с творчеством Пастернака, якутской поэзией. Тематика вечеров была разнообразной.
В городе Якутске прошел моноспектакль по стихам первой Якутской поэтессы Варвары Потаповой, подготовленной заслуженной артисткой ЯАССР Зоей Бынановой. 17 ноября в городе Якутске проходил театрализованной, где самый молодой в республике Нерюнгринский театр кукол пригласил всех на свой творческий вечер. Зрители увидели отрывки из постановок русской и якутской трупп, которые зрители принимали на ура, скандируя браво, молодцы. Театр все чаще обращался к истокам народных традиций. По древнему поверью, у якутов, месяц февраль считается тяжелым. Человек слабеет физически, его одолевают болезни и неудачи. И в такое время якуты в древности укрепляли свой дух. Вечера они заполняли сказками бабушек, сказители исполняли перед слушателями олонхо.
Возрождая древние традиции, театр 7 февраля, пригласил всех желающих послушать начальный урок школы народного духа «кут – сюр». Его вел заслуженный артист ЯАССР Афанасий Федоров. Сам он ведущий специалист Якутского драматургического театра. А. Федоров рассказал о верованиях, обычаях якутов, показал ритуал благословения огня, заставил всех зрителей принять участие в народных играх.
А в марте месяце состоялась премьера спектакля «Гонец железного века» по пьесе якутского драматурга И. Гоголева. Спектакль, говорит, о древних временах, когда только зарождалась Русь, и на территории теперешней Якутии образовался тюрко-язычный народ, который позже объединил всех под названием Саха. Об этих временах рассказывается в печальной легенде о родоначальниках якутского народа — Омогое и Элляе.
19 мая 1991 года театр отмечал свой шестой день рождения. Возраст небольшой, но за это время коллективом поставлено более 30 спектаклей. С героями спектаклей познакомились ребятишки всех районов Якутии, городов Сибири и Дальнего Востока. Ко дню рождения из Верхоянского района вернулась якутская труппа. В это же время из Магадана вернулась русская труппа. Праздновали шестилетний юбилей артисты дома, а нерюнгринцев приглашали на спектакли «Сказка странствующего факира» и «Али — баба и разбойники».
Подводя итог прошедшего шестого сезона можно сказать, что он прошел удачно. Поставлено 6 спектаклей и все постановки получились.
Заканчивая шестой сезон, наши артисты находились на гастролях в Краснодарском крае. Тепло встречали зрители Норильска и Дудинки спектакль «Про красную шапочку», а Красноярцам понравились спектакли «Ты для меня» и «Али — баба и разбойники».
Пред отъездом на гастроли в театре состоялся творческо-производственный совет, на котором были обсуждены вопросы работы на седьмой сезон.
8 ноября 1991 года Нерюнгринский театр премьерой сказки «Ты для меня» открыл свой седьмой театральный сезон.
Спектакль «Ты для меня» был поставлен И. Уткиным по пьесе Р. Сапчира Р. Цыферова. В нем были заняты артисты А. Мучина, С. Ларионова, М. Михайлова, П. Борисов, Д. Марков, П. Онуфриев.
Живет на свете поросенок Пяточек, у которого в хозяйстве есть все кроме… друга. А зачем нужен друг? Ответ на вопрос смогли получить те, кто увидел этот спектакль.
Театр показал спектакль, достойный любой уважающей себя сцены страны. В нем есть все — наивное хулиганство кукольных героев и требовательное мастерство актеров, волшебная музыка и веселые краски декораций.
Необычно прошло в театре празднование Нового года. Новогоднюю сказку — игру с танцами, фокусами, клоунами и превращениями, со Снегурочкой и Доктором сказочных наук, с большим удовольствием посмотрела нерюнгринская детвора. Это новогоднее представление подготовили все актеры театра.
Режиссер В.В. Дерягин из Санкт — Петербурга подготовил северную сказку «Дерево жизни», где двенадцатилетний мальчик вступает в борьбу со злым великаном -обжорой, чтобы не сумел тот подмять под себя волшебное дерево, дающее жизнь всему живому. Чтобы не ходили лесные звери на поклон к негодяю. Чтобы жили они не в голоде и страхе, а в мире и труде. Есть у мальчика друзья, которых он встречает на своем пути. Есть смекалка и удачливость. Мальчик вступает в борьбу и побеждает. Премьера сказки «Дерево жизни» прошла 11 апреля.
Необычной была и первая концертная программа в стенах театра «Кабаре-Кук-Бред-шоу». Режиссер из Санкт — Петербурга Василий Дерягин, художник — постановщик Алена Гончарова, режиссер — балетмейстер Надежда Бучельникова и актеры показали в программе и почти настоящую Аллу Пугачеву и пляшущие скелеты, и поющую Бабу Ягу, и даже старая галоша с печальной ностальгией напевала: «Я ехала домой…». Нерюнгринцы получили истинное удовольствие от премьеры, которая состоялась 22, 23, 24 мая в Нерюнгринском театре кукол.
Сезон прошел интересно, актеры уезжали на гастроли в Южно-Сахалинск, Благовещенск, Читу. Не забывались и зрители районов нашей республики, а нерюнгринские ребятишки в первую очередь знакомились с премьерой.
3 октября 1992 г. открылся очередной — восьмой театральный сезон. Театр очень серьезно готовился к открытию сезона. Реквизитор проверял куклы и декорации. Бутафоры обновляли им формы и краски. Актеры вспоминали свои роли, главный режиссер приступил к репетиции новых и старых сказок. Директор, его заместители заведующий постановочной, педагогической, музыкальной и литературной частями, художник, балетмейстер, рабочие сцены, вахтеры — все работали, чтобы театр воскрес из летнего небытия и стал еще красивее.
Для нерюнгринской детворы выпустили специальные абонементы, по которым можно было ходить в театр целый учебный год, и посмотреть все полюбившиеся сказки, которые были в репертуаре театра.
Приезжали артисты и в детские сады к самым маленьким зрителям со спектаклями «Красная шапочка», «Гусенок», «Бука», «Щука» и др.
В течение всего сезона театр показывал все свои спектакли, с расчетом на зрителя всех возрастов.
В день открытия театрального сезона коллектив театра не изменил своим традициям и показал новую премьеру «Носорог и жирафа», спектакль поставленный по одноименной пьесе Хорста Гюнтера главным режиссером театра Игорем Уткиным, и художником из Санкт-Петербурга Аленой Гончаровой. Пьеса вообще простая, а выстраивается романтический или философский спектакль. В театре все возможно. Вот, например, на кого похож человек, особенно если к нему приставить шляпу… с ножками? Или на кого похожа ваза с цветами? Оказывается, они похожи на носорога и жирафу.
В одно солнечное утро они встретились и влюбились, и как всегда бывает, каждый считал себя страшно некрасивым, а другого просто прекрасным. И как хочется стать другим, похожим на кого-то более красивого! И что только можно предпринять в угоду этому соблазну — стать другим. При помощи пилюль доктор Марабу удлиняет шею носорогу, а жирафе укоротил ее. И когда они встретились вновь… Вы можете себе представить, что произошло? Но к счастью история эта завершилась благополучно, и каждый понял, что должен быть самим собой. И только он интересен.
В течение часа зрители вместе с артистами Э. Еремеевым (носорог), А. Моршановым (обезьяна, доктор Марабу) и И. Грачевой (жирафа) переживали, страдали, волновались и радовались этой трогательной историей любви. Спектакль играло старшее поколение артистов театра. И если раньше театр был кукольным, и на сцене были только куклы, то в этом спектакле играли актеры и куклы одновременно, т.е. появился синтез — театр, театр актера и куклы. И спектакль «Носорог и жирафа» был первым таким спектаклем.
Спектакль удался. Необычность смутила, потом заинтриговала и, в конце концов, увлекла. Оживление обычных вещей еще более удивило зрителей и принесло какую-то теплоту и домашний уют.
Этот спектакль был своеобразным бенефисом ведущих актеров театра — Э. Еремеева и И. Грачевой.
Эдуард Борисович Еремеев, пришел в театр после службы в армии. Моряк, подводник Тихоокеанского флота. Учился в Свердловском театральном училище. Сыграл множество ролей: Иосиф Швейк, Сказочник в «Снежной королеве», отшельник в «Чертовой мельнице». Создавал мультипликационные и кукольные фильмы на Свердловской телестудии и киностудии. Снимался вместе с Чурсиной и Стржельчиком в «Приваловских миллионах».
Десять лет назад Эдуард Борисович оставил достаточно благополучную жизнь в Свердловске и вместе со своими учениками приехал в Нерюнгри. Сегодня в Нерюнгринском кукольном театре не осталось ни одного его ученика. Можно винить в этом реальность, оказавшуюся весьма далекой от розовых перспектив.
Эдуард Борисович — мастер безусловный. Постоянно ищущий, постигающий все новые и новые грани мастерства. И не стесняющийся учиться: будь то у больших мастеров, вроде Образцова и Кацмана, у которых ему посчастливилось заниматься на высших режиссерских курсах в Москве, и факультете повышения квалификации в Ленинграде, или у молодых талантливых коллег по театру. Эдуард Борисович пробовал себя в театре как режиссер. Используя местный материал, написал пьесу «Дерево жизни». Он хорошо рисовал, вырезал из дерева, но актерская сторона главная.
Заслуженная артистка Российской Федерации Ирина Грачева с 1987 года работает в Нерюнгринском кукольном театре. В 15 лет она пришла в студию при Дворце пионеров. Она мечтала о большой сцене, аплодисментах, а поступила в педагогическом училище продолжила свое театральное образование. В свои самые счастливые годы она осуществляла свои грандиозные постановки с блистательными режиссерами, исполняла главные роли и имела необычайный успех. Еще в юные годы переиграла почти весь драматический репертуар, всю классику: Чехова, Горького, Гольдони. И когда пришла в театр кукол, то уже имела определенный багаж. Ее сразу взяли на роль Аленушки в «Аленьком цветочке» — первая роль. И она с головой ушла в работу. Потом был Калининский театр, где Ирина Грачева училась в театральной студии и готовилась перейти в ТЮЗ. Но семейные обстоятельства помешали этому, и пришлось остаться в Свердловском театре кукол, где она проработала семнадцать лет. Когда образовался Нерюнгринский кукольный театр — первый в районе Сибири и Дальнего Востока, она приехала в наш город. Она играла историю любви в пьесе «Носорог и жирафа», маленького разбойника в «Али – Бабе», лису в «Золотом цыпленке», играла в пьесе «Аистенок и пугало», участвовала в веселом «Кук-Бред-шоу»…

Автор  вышепредставленного материала не известен.


        (Далее информация из исторической справки) — В 1992 году с инициативы художественного руководителя Игоря Уткина учреждению был присвоен новый статус – Театр Актера и Куклы.

В настоящее время в театре работает 46 сотрудников. Из них 15 -актерский состав. Это талантливые, артистичные, пластичные, музыкальные и вокально-одаренные артисты – кукловоды. Почетным званием  «Заслуженный  артист  Республики Саха (Якутия)» награждены  актёры — Рано Белоконь и Николай Пономарев.

В театре действуют  свои производственные цеха: швейный, бутафорский, столярный, а так же звуковой и световой. В них трудятся уникальные мастера, которые воплощают идей художника и режиссера,  создавая невероятно сложных кукол (совершенно разных систем и технологий управления), красивые, в соответствии с заданным временем и стилем  костюмы, а так же декорации и реквизит к спектаклям театра.

 

Театр неоднократно участвовал в фестивалях, и становился лауреатом:

1994г. — Специальный приз международного фестиваля «Невский Пьеро»

г.Санкт – Петербург за  спектакль «Толук».

1997г. Фестиваль моно спектаклей «В начале было слово…» г. Пермь.

1998г. Фестиваль «Сата – 98» г. Якутск – приз за лучшую женскую роль. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2000г. III Международный фестиваль «Ламбушка» г. Петрозаводск, приз за лучшую мужскую роль, приз за режиссуру и сценографию — спектакль «Нева…Черная речка…Ахерон», «Обнажение»

Февраль 2001г.- участие в VIII Всероссийском  Пушкинском театральном фестивале –спектакль «Нева…Черная речка…Ахерон» г.Псков- Пушкинские горы.

Декабрь 2002 г. – Межрегиональный фестиваль «Рождественский парад» г. Санкт – Петербург.  Гранд — при фестиваля за номинацию «Лучший спектакль»-спектакль «Откровение от…».

2002г. — Республиканская театральная премия «Желанный берег» г.Якутск (сезон 2001-2002 гг.) в номинации «Лучший детский спектакль» спектакль «Играем Хармса». Спектакль  «Откровение от…»  номинация лучшая режиссерская работа.

2003г. — «САТА 2003» номинация «лучший детский спектакль», за спектакль «Играем Хармса».

2005г.- Всероссийский театральный фестиваль «Золотая маска» – г.Москва: спектакль «Человек» — номинации «За лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»),

 Май  2005г.  участие в Театрально-информационном форуме Сибири и Дальнего Востока «Театр-Информ-2005»  посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 70-летию Сибирского военного округа и 75-летию Забайкальского регионального пограничного управления ФСБ РФ. г.Чита

2006г. – участие в III международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий» г.Екатеринбург. Спектакль «Человек»

2007г.- межрегиональный фестиваль театров кукол «Путь кочевника 2007» в рамках проекта «Байкальское кольцо» Республика Бурятия г.Ула-Удэспециальная премия «Лучший актерский ансамбль».

2007г.- г.Челябинск участие во II открытом международном фестивале театров кукол «Соломенный жаворонок»

2007г.- участие в международном  фестивале театров кукол «Чир Чайаан» г.Абакан (р.Хакассия) спектакль «Тойтой Боотур»

2009г.- Всероссийский театральный фестиваль «Золотая маска» г.Москва: спектакль в жанре  национального эпоса -«Олонхо». Победа в номинации «Работа художника»

Март 2011г. республиканский театральный фестиваль «Желанный берег»- номинация «Лучший детский спектакль» была присвоена нашему коллективу АУ «Театр актера и куклы РС (Я)» за спектакль Б.Ходырева «Щелкунчик».

12-14  сентября  2012 г.-  участие в Днях культуры и искусства Республики Саха (Якутия) в г. Хабаровске, посвященных 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. В рамках фестиваля было показано два кукольных спектакля: спектакль «Легенды вечной мерзлоты» и  «Иванушкина дудочка».

 Октябрь  2012 г.-  первый в Якутии Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Сказки земли Олонхо» диплом лауреата в номинации «Специальный приз жюри» за спектакли «Маленькая Баба-Яга» и «Иванушкина дудочка» (режиссер Борис  Ходырев).

Ноябрь  2012 г.-  первый в Якутии Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей – «Специальный приз жюри» за спектакли «Маленькая Баба-Яга» и «Иванушкина дудочка» (режиссер Борис  Ходырев).

Март 2013г. (г.Нерюнгри)- VII республиканский театральный фестиваль «Желанный берег»- Специальную премию жюри получил режиссер Александр Иванов за спектакль «SOGOTOH».

Март 2013г.- (г.Нерюнгри) VII республиканский театральный фестиваль «Желанный берег»- номинация «Лучший детский спектакль» за спектакль Б.Ходырева «Маленькая баба Яга».

Специальный приз от детской студии «Зеркало сцены» за спектакль Б.Ходырева «Маленькая баба Яга».

Ноябрь 2013г.- Театр принял участие в международном театральном кукольном фестивале «Моргана» Палермо (Италия), где представил европейскому зрителю  кукольный спектакль  по пьесе С.Ермолаева «Тойтой Боотур», режиссер спектакля П.Скрябин.

Март 2014г.- участие в  VIII республиканском театральном фестивале «САТА»— спектакль «Разговор с матерью». Режиссер С.Потапов.

Ноябрь 2014г. –г.Черемхово участие в I межрегиональном фестивале «Театральная провинция»- спектакль «Конкурс» (режиссер О.Русов)

Март 2015г.- участие кукольного спектакля «КУСТУК» в VIII  республиканском театральном фестивале  » Желанный берег». Номинации – «Лучший детский спектакль»

 Май 2015г. I  Межрегиональный Фестиваль театров кукол «Туллук»: номинации-: «Лучшая работа режиссера» Александр ИВАНОВ, за спектакль «Кустук», «Лучшая музыка в спектакле»- Андрей НИКУЛИН (спектакль «Кустук»), «Специальный приз жюри»- получил премьерный моно- спектакль «Пашка», показ которого состоялся вне конкурса.

 19 декабря 2015г.- театр принял участие в XXII международном фестивале «Рождественский парад» г. Санкт – Петербург- спектакль Пашка.
Март 2016г. IX Республиканский театральный фестиваль «CАТА-2016» номинация  «Лучшая работа художника» — художник О.Адамова, за теневой спектакль «Песнь тундры».

29 сентября 2016г. участие в II международном фестивале театров кукол «Шомбай- fest 2016г. г.Казань.

 21-27 Марта 2017г.- (г.Якутск) IX республиканский театральный фестиваль «Желанный берег»- дет.кукольный спектакль А.Иванова «Вечер сказок», и взр.спектакль «Победить или умереть»

Сентябрь 2017г. участие в III Международном фестивале театров кукол «Путь кочевника» который проходил с 3 по 7 сентября в г.Улан-Удэ, в республике Бурятия.  СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ЖЮРИ за талантливо исполненные роли в спектакле «Вечер сказок»  получила наша актриса ЕВДОКИЯ КУПРИЯНОВА.

16 — 20 декабря 2017г. Международный фестиваль «Рождественский парад 2017г.» г.Санкт-Петербург. Победа в номинации «Лучший кукольный спектакль» -спектакль «Вечер сказок». Режиссер-постановщик А.С. Иванов

17 февраля 2018г.  Театр принял  участие  в фестивале «Московская масленица–2018» г.Москва. В честь года театра в рамках проекта «Золотая маска в городе» театр актера и куклы представил спектакль «Олонхо» по мотивам якутского эпоса «Ньургун Боотур Стремительный»

Март 2018г. Участие в X Республиканском театральном фестивале «CАТА-2018г.» г.Нюрба. Кукольный спектакль для взрослых «Страшная месть» (режиссер А.Иванов)

 

В 2014г. руководителем театра был назначен Заслуженный деятель искусств РС (Я)- Петр Скрябин.  Общего стажа служения Театру у Петра Скрябина уже 30 лет. В прошлом выпускник училища им. М.С. Щепкина, в 1994г. он стал режиссёром – постановщиком.

За годы работы в театре осуществил более 40 постановок. Его режиссерские работы неоднократно были отмечены дипломами на республиканских, межрегиональных и  общероссийских театральных фестивалях. Дважды он был приглашен на Международный  фестиваль театральной премии   «Золотая маска» г.Москва со спектаклями «Человек» и «Олонхо» 

Театр уверенно идёт вперёд, т.к. видит своё будущее, в основном, в служении детскому зрителю и в постановке спектаклей для семейного просмотра.

  ♥     Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), член Союза театральных деятелей России Скрябин Петр Труханович  поступил на службу в Республиканский театр кукол г.Нерюнгри в 1986 году молодым специалистом, окончившим Московское училище им. М.С.Щепкина по специальности «Актер драмы и кино».За  время работы в театре Петр Труханович прошел трудовой путь от артиста до директора.Он является одним из первых актеров якутской труппы театра. Будучи талантливым актером, владеющим  всеми системами кукол, Пётр Скрябин успешно работал как  в «живом плане», так и в кукольных спектаклях. Много ролей было сыграно. Для детей и взрослых.Наиболее запомнившимися стали роли: Ньургун Боотур — «Туярыма Куо Светлоликая», клоун рыжий – «С улицы Бассейной», Друг — «Зверь» -постановка И.Уткина. Особенно интересной стала одна из последних работ в качестве актера в постановке Ю.Макарова – художник — «Муки ада» по  Р. Акутагава. Весь свой талант и мастерство вложил П.Скрябин в эту роль, которая особо была отмечена во время гастролей в 2000г.в г.Якутске Как режиссер-постановщик Петр Труханович работает с 1994 года и первой  его постановкой стал спектакль «Толук», который в этом же году был представлен на международном фестивале  «Невский Пьеро» г. Санкт – Петербург и  завоевал специальный  приз жюри фестиваля.  За годы плодотворной деятельности  осуществил более 40 постановок на сцене родного театра и театров других городов (Саха Академический театр им П.А. Ойунского г.Якутск- спектакль  «Седьмой ангел»,  Нюрбинский  государственный передвижной  драматический театр РС(Я) –спектакли: «История одной матери», «Лентяй»,  МБУК Театр кукол «Золотой ключик» г. Железногорск — спектакль  «Светлоликая Туярыма  и богатырь Нюргун» и др.) Каждый новый, поставленный им спектакль  раскрывает  глубокий смысл пьесы,  авторского видения написанного.      Необычность и неординарность – отличительная черта его постановок, продуманность и оригинальность жанров, сочетание пластичности и ритмики, особенностей национальных традиций, используемых в сценографии. Петр является патриотом своего народа и поэтому в его репертуаре есть постановки пьес классиков якутской литературы — Платона Ойунского(спектакль «Олонхо»), Анемподиста Софронова  (спектакль «Человек»), Семена Ермолаева (спектакли «Обнажение», «Седьмой ангел», «Откровение от..» и многие другие), Суоруна Омоллоона (спектакль «Лентяй»), Василия Харысхала (спектакль «Победить или умереть»). Его спектакли вносят огромный вклад в воспитание подрастающего поколения Республики, радуют всегда детей и взрослых своим творчеством, обогащая палитру театрального искусства земли Олонхо.В 2008г. Пётр Скрябин  был назначен на должность художественного руководителя Театра Актера и куклы РС (Я),   а уже  в 2014 году  и по настоящее время — он  директор   театра. Петр Труханович  обладает адаптивными качествами современного руководителя: ставит перед коллективом цели и задачи, отвечающие требованиям времени, способствует внедрению современного оборудования для осуществления творческого процесса. Его отличают управленческий профессионализм, творческий подход к делу, инициативность, требовательность к себе и коллегам по работе. Лояльный, трезво оценивающий обстановку, вникающий и изучающий все сферы деятельности театра руководитель. Отличается либеральными взглядами на политику театра и в то же время оставляет право решения за собой. Петр Труханович видит и знает проблемы театра, пути их решения и перспективы развития.И совсем не случайно актёр – режиссёр — художественный руководитель-директор театра назвал свой творческий вечер «Мой дом — мой родной театр», ведь большую часть своей жизни он посвятил служению искусству, сцене, а Нерюнгринский театр актера и куклы  по праву   стал его вторым домом, в стенах которого созданы незабываемые работы. С каждым годом он старается преумножить число постановок и мероприятий, проводимых театром, за счет собственных сил театра и привлекая режиссеров-постановщиков из других регионов, ставит собственные постановки. Благодаря его стараниям театр смог осуществить свою давнюю мечту — сделать собственный фестиваль. И вот в 2015году, при поддержке  Главы МО «Нерюнгринский район» А.В.Фитисова, был проведен  I межрегиональный фестиваль кукольных театров  «Туллук», на который съехались театры Читы, Казани, Владивостока, Находки, Братска. Это является огромным  вкладом в дело воспитания и приобщения подрастающего поколения к искусству, национальному и культурному наследию.Общий  стаж служения Театру у Петра Скрябина   более 30 лет. За большой творческий вклад в развитие театрального искусства республики и общественную деятельность он неоднократно награждался  почетными грамотами Министерства культуры Республики Саха (Якутия), дипломами фестивалей: международный фестиваль «Невский Пьеро» г. Санкт – Петербург за  спектакль «Толук»  1994г.,  1997г. фестиваль моноспектаклей «В начале было слово…» г. Пермь,  1998г.– фестиваль «Сата – 98» г. Якутск – приз за лучшую женскую роль. «Сказка о рыбаке и рыбке», III Международный фестиваль «Ламбушка» г. Петрозаводск 2000г. — спектакль «Нева…Черная речка…Ахерон»,  «Обнажение» (приз за лучшую мужскую роль, режиссуру, сценографию), VIII Всероссийский  Пушкинский театральный фестиваль – спектакль «Нева…Черная речка…Ахерон», «Обнажение»  2001г.,  Межрегиональный фестиваль «Рождественский парад» г. Санкт – Петербург 2002 г. — спектакль «Откровение от…» (Гран- при фестиваля за номинацию «Лучший спектакль»),  Республиканская театральная премия «Желанный берег» г.Якутск (сезон 2001-2002 гг.) спектакль  «Откровение от…»  номинация «Лучшая режиссерская работа», Международный  фестиваль национальной театральной премии «Золотая маска» – г.Москва 2005 г.- спектакль «Человек» -(номинации «За лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»), участие в фестивале «Рождественский парад» 2005г г. Санкт – Петербург — спектакль «Хомо ферус»,  участие в III международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий» г.Екатеринбург 2006г.- спектакль «Человек», участие в театральном форуме  «Театр информ»г.Чита, 2005г., участие в Региональном театральном проекте «Байкальское кольцо-2007»- «Путь кочевника-2007»-спектакль «Тойтой Боотур» (специальная премия за «Лучший актерский ансамбль»), участие в международном  фестивале театров кукол «Чир Чайаан» г.Абакан (Республика Хакассия) спектакль «Тойтой Боотур», участие в  фестивале «Сата-2008» г.Нюрба РС(Я), Международный  фестиваль национальной театральной премии «Золотая маска» – г.Москва, 2009г.- спектакль «Олонхо» — (номинация «Лучшая работа художника»), участие в международном театральном кукольном фестивале «Моргана» г.Палермо, Италия, 2013 г., спектакль — «Тойтой Боотур.

          

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Close